КАЗАНСКИЕ ГАДАНИЯ НА СГОРЕВШЕМ ТРАМВАЕ: «ПЧЕЛКА» — «КУЗНЕЧИК»…

Инна СЕРОВА
Официальную версию о том, что ЧП случилось со старым, давно отъездившим свое вагоном, убедительно опровергают многочисленные фотографии этого самого вагона. Новенький он был, этот трамвай! А если так, то возникает два вопроса: зачем ответственным за безопасную эксплуатацию городского общественного транспорта лицам понадобилось врать, и насколько на самом деле безопасен сегодня этот самый транспорт, в обновление которого накануне Универсиады вбухиваются огромные деньги?

Снимки обгоревшего вагона с четко читающимся бортовым номером 1108 и отлично просматривающимися четырьмя дверьми в редакцию «ВК» принес наш фотокор. Фото того же самого вагона корреспондент «ВК» обнаружила сегодня утром на сайте transphoto.ru с подписью «Улица Декабристов, маршрут 9. За неделю до пожара». На снимке, датированном 21 сентября, отлично видны и бортовой номер, и двери, и реклама радиостанции, остатки которой сохранились на обгоревшем остове. А третью фотографию — новенького трамвая без номера на улице Литовской в Санкт-Петербурге, я также нашла на transphoto.ru — с пояснением: «Дистанция пути № 7. Обкатка «пчёлки» для Казани. Июль 2007 года». «Пчелка» — это на языке трамвайщиков трамвай серии 71-134А (ЛМ-99АЭ). Как пояснил мне бывший водитель трамвая Зуфар Гарипов, спереди кабина внешне напоминает голову пчелы (трамваи предыдущей серию, кстати, трамвайщики метко окрестили «кузнечиками»). Ну, и наконец цитирую «ВК» от 28 августа 2007 года: «Вчера в Казани состоялась презентация 10 трамваев нового поколения, изготовленных ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод»… Трамвайные вагоны модели 71-134 АЭ сконструированы по последним разработкам современных тенденций промышленного дизайна и технологических решений...». Другие издания в это время писали, что таких трамваев раньше в Казани не было.

Такой трамвай в 2007-м стоил более 8 млн. рублей. В том же году директор Метроэлектротранса Асфан Галявов сообщал журналистам, что 20 вагонов приобретены в лизинг, и общая сумма покупки составила 170 млн. рублей. С учетом того, что вчера он сказал  корреспонденту «ВК», что амортизационный срок службы трамваев составляет 15 лет, сгоревший вагон отработал лишь треть положенного. Я позвонила директору Метроэлектротранса, чтобы узнать, почему горят новые вагоны, но он твердо возразил, что сгорел очень старый, серии КТМ-5.

Я нашла в Интернете многочисленные фотографии КТМ-5. Так вот, либо перед выпуском в последний рейс в казанском депо несчастный вагон полностью перестроили и чудесным образом модернизировали, сократив количество дверей с четырех до трех, либо… Ну, либо предположим, что директора Метроэлектротранса ввели в заблуждение его подчиненные, а сам директор еще не видел обгоревший трамвай ни в натуре, ни на фото, ни в новостных видеосюжетах. Потому что будучи профессионалом, он вряд ли способен спутать старый и новый трамваи да еще и разных серий.

На вопрос, отчего мог на ходу сгореть вагон, Асфан Галявов отвечать не готов. Рано, говорит он, делать выводы, проверка не завершена. Но предположение, которое высказала корреспондент «ВК», опираясь на информацию, поступившую по телефону от читателей — бывших работников трамвайных депо директор Метроэлектротранса решительно отверг. Эта версия такова. Трамвайные и троллейбусные провода на Ямашева висят на растяжках, хотя троллейбусные должны подвешиваться отдельно, к кронштейнам. А когда все висит на растяжках, эти растяжки из-за большой нагрузки дают посередине, как раз над трамвайными путями значительное провисание, вследствие которого трамвай вполне мог зацепить контактный провод корпусом, отчего могло произойти замыкание — и привести к пожару.

— Как можно контактную сеть зацепить, она же высоко! — возмутился Асфан Галявов. — Все старые трамвайные и троллейбусные линии в Казани висели на растяжках.

— А почему сегодня утром ваши работники начали спешно перевешивать на Ямашева троллейбусные провода на кронштейны?

— На Ямашева строится новая троллейбусная линия. Там четыре маршрута будут ходить. Новый маршрут будет идти по параллельным проводам...

Информированные источники «ВК» в трампарке считают, что попытка скрыть, что ЧП произошло с новым трамваем из-за дефекта в контактной сети, закономерна. Дескать, это ЧП — лишь одно из следствий ряда нарушений, которые вместе складываются в неутешительную картину, и название ей — бесхозяйственность. Якобы в трамвайном парке Казани царит разруха, более половины вагонов, в том числе и новые, числятся на балансе, как исправные, а на самом деле наполовину разобраны и двигаться не способны, так как лишены двигателей и прочих необходимых деталей.

Но Асфана Галявова и этому есть объяснение. Он сообщил «ВК», что в связи с сокращением протяженности линий и закрытием многих трамвайных маршрутов из имеющихся более чем 120 трамвайных вагонов на линии выпускаются лишь 69, и этого вполне достаточно. А с остальных, вполне исправных, говорит директор Метроэлектротранса, сняли двигатели и другие важные детали, чтобы их не… украли. Дескать, когда все пути после реконструкции сдадут, трамваи вновь укомплектуют и выпустят на рельсы.

Удостовериться, что все так и есть, казанцы смогут лишь со временем. Опытным, как говорится, путем. Только даже если остальные новые трамваи целы, один-то уже точно тю-тю… При интересных, согласитесь, обстоятельствах.

Вы скажете: а какое отношение эта темная история имеет к рядовым горожанам, если не считать того, что им сгореть в трамвае, неважно, новом или старом, явно не улыбается? Да прямое! Общественный транспорт получает мощную подпитку из бюджета, который формируется на наши с вами налоги. И еще мы регулярно выслушиваем жалобы работников общественного транспорта, что платим за проезд непомерно мало. Но если закупленные по 8 млн. рублей штука трамваи будут и дальше досрочно сгорать на работе, мы еще не то вскорости услышим. А потом и налогоплательщики, и пассажиры, как пить дать, почувствуют очередной крепкий удар по карману. Ведь не зря же Асфан Галявов сказал корреспонденту «ВК», что скоро будут закуплены еще 30 новых трамваев.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.